Анализ воспитательной работы
Ростовской основной школы
по
направлению Казахстанский патриотизм и гражданственность
за
2016-2017 учебного года.
Казахстанский патриотизм и
гражданственность одно из основных
направлений воспитательной работы школы, целью которого является
формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства
сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за
свою страну. Работа по направлению Казахстанский патриотизм и
гражданственность велась согласно
плану работы школы на 2016-2017 учебный год.
В течение года педагогическим коллективом была
проделана работа по этому направлению: воспитывалось уважение к символам и атрибутам
Республики Казахстан (учащиеся на
еженедельных школьных линейках и традиционных праздниках исполняли Государственный
гимн РК, были участниками тематических бесед, викторин, классных часов по данной тематике).
1
сентября 2016 года в школе была проведена торжественная линейка «Сәлем, саған мектебім!», посвященная 25-летию
Независимости Казахстана и Конституции Республики Казахстан. На линейку были
приглашены ветераны педагогического труда: Аипова Р.А., Сидорова А.П. Торжество
посетили гости: главный специалист центра занятости Аманбай С.Б., аким села
Манатов А.А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После торжества учащиеся и
учителя были приглашены на единый урок Знаний «Я – патриот своей страны» в
рамках патриотического акта «Мәнгілік ел».
Так же в этом месяце были
запланированы и проведены мероприятия по проведению
25 – тематических дней в рамках 25- летия Независимости РК. По плану были
охвачены все учащиеся школы и принимали активное участие в таких мероприятиях
как: Интеллектуальная игра «Мой Казахстан
– мое будущее» - 5-6 класс, Познавательная игра «Правознайка» - 7-9 класс, Тематическая выставка, посвященная
государственным символам РК- 1-9 класс, Молодежный
флэшмоб «Бірлігі жарасқан Қазақстан» -
1-9 класс,
«25 добрых дел»: «Ардагерлерді ардақтайық», Круглый столы
«Государственные символы Республики Казахстан – духовный ориентир народа» -
6-9класс, Классные часы «Государственная
граница и государственная территория» - 4-6 класс,
Круглый стол
«Нурсултан Назарбаев: глобальные инициативы мира и согласия» - 7-9класс, Лекция
на тему: «Тенге, национальная валюта – главный атрибут экономики Казахстана» -
1-9 класс, торжественная линейка «Вместе с Президентом за светлое будущие», Фотовыставка «Жанұясыз адам – бұл тамырсыз,
сабақсыз, жапырақсыз және жеміссіз ағаш» - 1-9 класс,
праздничный концерт «Астана-тәуелсіз еліміздің бойтұмары!» на который были приглашены
жители села.
Так же в этом учебном году были проведены следующие мероприятия:
- линейка посвященная Дню единства народа РК и линейка, посвященная Великой Победе ВОВ.
Еженедельно на рабочей линейке для
общего обзора учащихся учитель истории проводил информационные часы, где
знакомил учащихся с главными событиями нашей страны.
Важнейшей
деятельностью школы является патриотическое воспитание, воспитание толерантного
отношения.
Значительную роль в
этом играют традиции школы. Воспитание патриотизма и любви к Родине, а также
толерантного отношения к другим культурам осуществляется на уроках и во
внеурочной деятельности.
Анализ
работы с родителями
Ростовской
основной школы
за
2016-2017 учебного года
Анализируя взаимодействие с родительской общественностью, можно отметить, что в
нашей школе созданы благоприятные
условия для взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса:
детей, родителей, учителей. Над укреплением связей между семьей и школой в
целях установления единства воспитательного влияния на детей, привлечения родительской
общественности к активному участию в жизни школы работают общешкольный и
классные родительские комитеты.
Основной формой
работы нашей школы с родителями являются
общешкольные родительские собрания и родительские встречи,
где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского
коллективов. А так же дни открытых дверей для родителей. За истекший год
проведено 4-е общешкольных родительских
собрания, где были затронуты темы: «Терроризм-угроза
общества", беседа «Патриотический акт
«Мәнгілік ел», «Вопросы безопасности в школе и дома», «Факторы,
влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье», «Наркомания. Кто за это в
ответе?», «Идеальные
родители глазами детей, идеальные дети глазами родителей»
Организовано
ежедневное совместное дежурство учителей и родителей в ночное время.
К сожалению, многие родители самоустраняются
от проблем нравственного и личностного воспитания ребёнка, что отзывается
ростом и усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Поэтому
эффективной формой индивидуальной работы педагога с родителями является
посещение семей. Неоднократно администрацией школы совместно с психологом и
классными руководителями осуществлялись
рейды в семьи Ахметова Жасулана, Шароглазова Сафрония, Кравцова Сергея,
Белобжицкого Станислава.
Для
родителей организована психолого-педагогическая служба. В школе работает
психолог.
Проведен
ряд внеклассных мероприятий по организации совместной общественно значимой
деятельности и досуга родителей и обучающихся: конкурс рисунков и концерт ко
Дню матери, праздник Золотой осени, праздничный концерт ко Дню Независимости,
новогодние праздники, 8 Марта, праздничный концерт «Наурыз коктем!»
Родители
являются помощниками классных руководителей в организации, праздничных
утренников, выпускных вечеров.
В каждом классе согласно возрастным
особенностям детей, организовано
педагогическое просвещение родителей на родительских собраниях по вопросам
воспитания детей.
Вот
некоторые темы проведенного родительского лектория: «О роли родителей в воспитании
детей», «Об итогах в учебе и внеурочной деятельности», «Значение
общения в развитии личностных качеств ребенка», «Как помогать, детям учиться»,
«Мотивация учения у подростков», «Об итогах четверти».
Отрадно отметить, что при
проведении в школе общешкольных
мероприятий многие родители не занимали позицию стороннего наблюдателя, а
являлись активными участниками и помощниками праздников в подборе и пошиве
костюмов, в приготовлении блюд, оформлении зала. Необычно и интересно прошли
такие мероприятия:
ü День знаний;
ü День языков
народа Казахстана;
ü День
Независимости РК;
ü Новогодние
праздники;
ü Международный
женский день;
ü Наурыз мейрамы;
ü Прощание с
предшколой;
ü Праздник
последнего звонка;
ü День защиты
детей
В них принимали участие родители и
обучающиеся. Такое сотрудничество является успешным залогом воспитательной
работы.
Необходимо и в новом учебном году поддерживать такие отношения – ведь успехи в воспитании
школьников связаны с заинтересованностью родителей в организации жизнедеятельности детей.
Анализ психологической службы
В Ростовской основной школе
.
На 2016-2017 учебный
год была поставлена цель:
Комплексное
психолого-педагогическое сопровождение учащихся для создания положительного
эмоционального поля взаимодействия со всеми участниками процесса обучения в
соответствии с программой развития школы.
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.
Изучение
индивидуальных особенностей учащихся.
2.
Социализация
учащихся.
3.
Оказание
психокоррекционной помощи.
4.
Индивидуальное
и групповое консультирование учащихся, педагогов, родителей.
5.
Создание
психологического банка данных учащихся.
Соответственно,
деятельность психолога в рамках сопровождения осуществлялась по следующим
направлениям
ü Психопрофилактическая
работа
ü Диагностическая
работа.
ü Коррекционная и
развивающая работа.
ü Консультационная
работа.
ü Организационно-методическая
работа
Все
перечисленные виды работы осуществлялись только в единстве и во взаимодействии..
Прежде всего,
работа была направлена на устранение факторов, препятствующих благополучной
адаптации учащихся 1-го и 5-го классов. Для этого с учащимися первогокласса
была проведена первичная диагностика и по результатам коррекционная работа. С
учащимися 5-го класса также была проведена диагностическая работа, а также классные
часы на снятие тревожности, сплочение коллектива.
С целью
расширения познавательного кругозора учащихся в рамках просветительской, профилактической работы организуются классные
часы, групповые тренинги с учащимися по направлениям: обучение
конструктивным навыкам взаимодействия; профилактике употребления психоактивных
веществ; помощь в создании жизненной стратегии, в выборе профессии, построение
позитивного образа своего настоящего и будущего и др.
С целью
приобщения родителей к психологическим знаниям проводятся родительские
собрания, на которых они знакомятся с особенностями развития того или иного
возраста (по проблеме адаптации, «Возрастные и психологические особенности
старшеклассников»). Родители обеспечиваются информационными листовками,
буклетами. С классными руководителями проводились беседы по предупреждению
психологической нагрузки школьников.
Совместно с
администрацией и педагогами в течение всего учебного года принималось участие в
педагогических советах.
Классные
руководители обеспечиваются методическими материалами, рекомендациями для родительских
собраний с комментариями психолога.
Психопрофилактическая
работа с детьми «группы риска» осуществляется
с помощью различных форм, методов и приемов работы. Данная работа проводилась по различным
направлениям – психологическая диагностика, психологическая коррекция,
психологическое консультирование и психологическое просвещение.
На основании
полученных результатов строилась дальнейшая психологическая коррекция. По этому
направлению работа осуществлялась в
форме индивидуальных занятий.
Проводились
групповые занятия по следующим темам: в 6-7-х кл. «Контроль эмоций» (по снятию
тревожности), в 9-х,. «Психологическая подготовка к экзаменам», 5-х кл.
«Секреты памяти», в 6-7 классах «Стресс: что делать?» и др. Также были
проведены беседы (по следующим темам: «Как научиться сдерживать свои негативные
эмоции», «Зависимость, что это?» и
другие).
Из
запланированных пунктов раздела «Просвещение и профилактика» годового плана социально-психологической
службы были выполнены:
Семинар-практикум
«Психологический климат в коллективе»;
Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться?»;
Классные часы в
6-8 классах «Стресс: что делать?»
Родительское
собрание в 7-х классах «Психологические особенности подросткового возраста».
Диагностическая
работа проводилась по плану работы психолога, запросам администрации, классных
руководителей, родителей.
Проведено 30
групповых и подгрупповых диагностик по исследованию:
- уровня
адаптации учащихся 5-го, 1-го классов,
- типы личности
в педагогическом коллективе,
- межличностных
отношений в классных коллективах,
- уровня школьной
мотивации учащихся 5-9 классов,
- уровня
агрессии учащихся 6-8 классов,
- склонности к
суициду учащихся 7-9классов,
-
удовлетворенность учащихся 9-го класса выбором профиля обучения,
- профессиональных
интересов и склонностей 8-9 классов,
Проведено 26
индивидуальных диагностик по запросам родителей, классных руководителей, , учащихся
по различным проблемам: эмоциональным, личностным, выявлению актуального уровня
развития.
С результатами и
рекомендациями знакомила администрацию школы, классных руководителей и
педагогов. Обсуждались методы индивидуальной работы с некоторыми учащимися.
По результатам
социометрических исследований классным руководителям, даны рекомендации по
дальнейшей работе с классами.
После проведения
групповых исследований проводились индивидуальные и подгрупповые консультации
по сформированности познавательных процессов и способах их развития и
сформированности профессиональных планов и интересов по желанию учащихся.
По результатам
исследований в 9-х классах проводились собеседования с участием администрации,
родителей и учащихся по определению дальнейшего выбора образовательного
маршрута.
Обследование
было проведено в 5-ти классах. В каждом классе был определен индекс групповой
сплоченности коллектива. Нужно отметить, что почти во всех классах присутствует
средний уровень сплоченности или уровень, приближенный к среднему показателю,
что говорит о достаточно благоприятном микроклимате.
Таким образом, оценка психологического микроклимата классных коллективов
позволяет сделать следующие выводы:
Показатели
групповой сплоченности классов находятся на уровне средний, либо приближенный к
среднему показателю, либо выше среднего уровня;
Большая часть
учащихся внутри классных коллективов чувствуют себя уютно.
Рекомендации по
поддержанию и укреплению психологического микроклимата классных коллективов:
Развивать и
поддерживать внутри классных коллективов дух единства и солидарности через совместные
школьные и внеклассные мероприятия;
Повышать престиж
учителя и руководителя в глазах учащихся;
Учить принимать
индивидуальные ценности каждого человека;
Развивать
чувства эмпатии, толерантности по отношению к окружающим.
Из запланированных
пунктов раздела «Диагностика» годового плана социально-психологической службы были выполнены:
Исследование ценностно-ориентационного
единства коллектива (педагогический коллектив)
Диагностика типа
мышления учащихся 9-х кл.
Диагностика
интеллектуальных способностей 9 кл. (ШТУР)
Диагностика
типов темперамента 5-9 кл.
Повторная
диагностика уровня агрессивности учащихся 6-8 кл.
Повторное
исследование уровня учебной мотивации учащихся 5-9кл.
По
результатам диагностической деятельности, а также по запросам родителей, педагогов или самих
учащихся проводится коррекционная и развивающая
работа, которая проводится как в индивидуальной,
так и групповой форме.
Индивидуальные
занятия проводятся по коррекции самовосприятия, проблем во взаимоотношениях со
сверстниками, детско-родительских отношений, познавательной сферы и т.д.
Групповые
занятия в среднем и старшем звене проводятся на эмоциональную стабилизацию,
развитие внимания, мыслительных операций
Консультирование
родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется
индивидуально или на родительских собраниях. Здесь говорится о том, какую
помощь смогут оказать своим детям родители. По результатам исследований в 9-х
классах по мере необходимости проводятся собеседования с участием
администрации, родителей и учащихся по определению дальнейшего выбора
образовательного маршрута.
Были проведены
родительские собрания:
- в 5-х кл. «Адаптация
в средней школе»;
- в 8-х кл.
«Возрастные и психологические особенности подростков»;
- в 9-х кл.
«Выбор жизненного пути»;
Вместе с тем,
можно выделить проблемы, с которыми сталкиваемся в своей работе:
1. Низкая
заинтересованность родителей воспитанием детей и их низкий
образовательный уровень.
2. Недостаточный
познавательный уровень обучающихся.
3. Недостаточно
сформированная мотивация к обучению, общественному признанию, возможности
расширения своего кругозора и образования.
4. Наличие
индивидуальных проблем и эмоционального дискомфорта у некоторых учащихся в
среднем и старшем звене: нарушение дисциплины в классах, недостаточное уважение
друг к другу, оскорбления.
5. Загруженность
учащихся 9-х классов, создает дополнительные трудности при проведении работы по
предпрофильной подготовке, так как предпрофильная подготовка предполагает
проведение объемных диагностических методик и тренинговых занятий.
Учитывая это,
нужно отметить некоторые пункты, которые помогут составить план на следующий
учебный год.
Планирование на
2017-2018 учебный год осуществлять с учетом полученных диагностических данных.
Осуществлять
совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей,
которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований,
которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.
По мере
возможности, совместно с администрацией школы в целях профилактики дезадаптации
определять заранее педагогов и будущих классных руководителей 5 классов.
Преподавателям,
классным руководителям необходимо на родительских собраниях, через индивидуальную
работу разъяснять родителям о необходимости повышения познавательного
интереса учащихся и приемах и способах
тренировки умственных способностей. А при планировании воспитательной работы
учитывать и развитие познавательных способностей (беседы об окружающем,
интеллектуальные конкурсы).
Преподавателям
предметникам включить в работу на уроках в качестве разминок, заданий в самостоятельных
работах и т.д. небольшие задания на умения анализировать, классифицировать и
обобщать, основанные на знаниях по предмету.
Ввести в
практику работы карты сопровождения для «трудных детей».
Анализ
работы группы продленного дня
Ростовской
ОШ
за
2016-2017 учебный год
Цель: создание целостной системы,
обеспечивающей оптимальные условия для учащихся
в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями, уровнем
актуального развития, состоянием здоровья.
Задачи:
1.Организация занятий по самоподготовке
младших школьников, мероприятий направленных на сохранение здоровья учащихся; организация досуга.
2.Развитие интересов,
способностей и дарований школьников.
3.Воспитание у них интереса к
знаниям, пытливости и любознательности, инициативы и самостоятельности.
Основные направления работы ГПД:
1. Образовательная
деятельность
2. Развивающая деятельность
3. Воспитательная деятельность
4. Спортивно-оздоровительная деятельность
Развивающая среда ГПД:
• самоподготовка
• выполнение домашнего задания
• консультации учителя-предметника
Развивающие часы в ГПД
• занятия по интересам
• литературный час
• подвижные игры
• трудовая деятельность.
Правила для составления
недельного расписания занятий
•
занятия школьных
кружков, секций планируются на то время, когда проводятся внеклассные
общеразвивающие занятия в группе;
•
план общешкольных
мероприятий предусматривает время на их проведение в промежутке между уроками и
самоподготовкой;
•
расписание
общеразвивающих внеклассных занятий группы утверждается руководителем
общеобразовательного учреждения;
Учитель продлённой группы
должен:
•
Проверить
посещение учащихся по журналу ГПД.
•
Узнать мнение
классных руководителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей.
•
Узнать об
особенностях домашнего задания.
•
При необходимости
внести коррективы в план на день.
•
Организовать
уборку и проветривание помещения.
•
Сообщить план
отдыха.
•
Дать задание и
распределить обязанности.
•
Вести наблюдение
за самочувствием детей.
•
Проводить
индивидуальные и групповые беседы.
•
Подвести итог
отдыха.
•
Проследить за
порядком возвращения детей домой.
Организация работы групп включает:
-питание;
-дневной сон для детей 1
класса;
-тематические прогулки с
детьми на свежем воздухе;
-выполнение домашнего
задания;
-организацию досуга о
школьниками в индивидуальной и коллективной формах, в различных сочетаниях он
включает интеллектуальную, художественно-эстетическую, спортивную игровую
деятельность.
При проведении занятий в
помещении:
•
Организовать
предварительную подготовку мероприятия.
•
Сообщить план
работы.
•
Следить за
участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность.
•
Подвести итог
занятия
Во время самоподготовки
необходимо:
•
Провести
инструктаж.
•
Определить время
работы на каждый предмет.
•
Выбрать
консультантов (группа доверия).
•
Проверить записи
в дневниках.
•
Организовать
самостоятельную работу учащихся.
•
Контролировать
подготовку слабоуспевающих, своевременно им помочь.
•
Проверка
выполнения домашнего задания учащимися.
•
Подвести итог
самоподготовки.
•
Своевременно
информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.
В 2016-2017 учебном году
работу в группе продленного дня в 1-4 классах осуществляли учителя Манатова Т.
К. Рахимжанова С. Б и Скорикова Н. В. Учащиеся не только выполняли домашние
задания, но и могли повторить и закрепить пройденные материалы по темам.
Учителями физической культуры предусмотрены занятия и игры на свежем воздухе.
Большое внимание играм на свежем воздухе уделяет учитель физической культуры
Асфандияров Р. Р.
В 5-8 классах работу по
группе продленного дня осуществляли учителя предметники по составленному
графику. Учителем физической культуры
Габдрахимовым Н. Г. Проводились игры, состязания и физминутки на свежем
воздухе, а так же настольные игры в помещении.
Режим работы:
·
для 1 класса с
14.00 до 15.30.,
·
для 2-4 классов с
14.30 до 16.30.(вторник - пятница)
Режим работы группы продленного дня:
1 класса
14.00 – 14.05 |
Приём детей в группу |
14.05-14.20 |
Прогулка, подвижные игры на воздухе, спортивный час |
14.20-15.30 |
Дидактические игры, чтение, рисование, конструирование, занятия по интересам |
Режим работы группы продленного дня
2-4 классов
14.30 - 14.35 |
Приём детей в группу |
14.35 – 15.00 |
Активный отдых, прогулка и игры на свежем воздухе |
15.00 – 15.15 |
Самоподготовка |
15.15 – 15.30 |
Активный отдых, подвижные игры |
15.30 – 16.00 |
Самоподготовка |
16.00 – 16.30 |
Общеразвивающие занятия, занятия по интересам |
Список
учителей
начальных классов
в
группе продленного дня
для
учащихся 1-4 классов
на 2016-2017 учебный год
№ |
ФИО учителя |
категория |
класс |
День недели |
1 |
Скорикова Е. Е. |
б/к |
0 |
Вторник |
2 |
Рахимжанова С. Б. |
2 |
2 |
среда |
3 |
Скорикова Н. В. |
1 |
3 |
четверг |
4 |
Манатова Т. К. |
1 |
1-4 |
пятница |
Список
учителей
5-8 классов
в
группе продленного дня
на 2016-2017 учебный год
№ |
ФИО учителя |
категория |
класс |
День недели |
1 |
Группа 1. Алпысбаева А. А. 2. Бекешев А. Б. 3. Тайшабаева А. С. |
2 1 б/к
|
5 |
понедельник |
2 |
Группа 1. Арипова Н. С. 2. Шайхыстанов М. Ф. 3. Скориков А. Е. |
2 2 1 |
6 |
вторник |
3 |
Группа 1. Кашкимбаев Т. Р. 2. Габдрахимова Э. А. 3. Габдрахимов Н. Г. 4. Кудерина Б. У.
|
2 1 б/к 1 |
7 |
среда |
4 |
Группа 1. Чеканова Ю. С. 2. Асфандияров Р. Р. 3. Кашкимбаева Б. Р. 4. Манатова Б. Б. |
б/к 2 1 1 |
8 |
пятница |