«Ақмола облысы білім басқармасының  Жарқайың ауданы бойынша білім бөлімі Құмсуат ауылының негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесіне
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Кумсуат отдела образования по Жаркаинскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Сынып сағаты: "көп қырлы, көп қырлы Абай!». Арипова Н.С.

05.02.2020

Цель: знакомство с личностью великого Абая Кунанбаева.

Обучающие задачи:знакомство учащихся с творчеством великого казахского поэта.

Развивающие задачи: развить познавательный интерес к творчеству Абая Кунанбаева, расширять кругозор учащихся.

Воспитательные задачи: привить любовь к творчеству Абая, воспитание патриотизма.

Оборудование: компьютер.

Подготовительная работа: изучение произведений Абая и знакомство с литературой об Абае.

План проведения:

1. Вступление

2. Ход мероприятия.

3. Завершение мероприятия.

4. Рефлексия

 

Ход классного часа:

 

Величье акына он гордо вознес…

Аргын и найман удивлялись ему,

словам, уподобленным яркости звезд.

Течением мысли, как море, глубок…

А сердце мне шепчет: “Он был одинок…”.

Джамбул Джабаев.

Этими глубокими и по истине верными словами Джамбул Джабаев охарактеризовал Великого человека, поэта и не только поэта, его званиям и регалиям нет границ, многогранный, многоликий Абай!

Как вы уже догадались речь пойдет об Абае Кунанбаеве. Сегодня мы определим, какие именно стороны соединил в себе великий гений казахского народа. Для того чтобы начать наш классный час, вы должны сосредоточиться быть не только зрителями, но и соучастниками нашего мероприятия. Вы согласны раскрыть с нами все стороны Абая?

Для начала, давайте познакомимся немного с его биографией. Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (каз.Абай «внимательный», «осторожный»), данное матерью, закрепилось за ним на всю жизнь.

Абай родился в 1845 году в Семипалатинской области, среди голубых Чингисских гор. Он был сыном главы рода Тобыкты, степного царя, властного и коварного Кунанбая. По происхождению и по воле отца Абай должен был стать таким же царем, как и Кунанбай. Но судьба пытливого и талантливого от природы Абая сложилось по-иному. Акыны и сказатели воспитали в нем искрению любовь к родному народу, его истории и богатому культурному наследию, от матери он унаследовал доброе сердце, в котором с каждым днем росло возмущения против насилия и зла, чинимого баями. Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу.Абай не собирал и не хранил свои творения, так как при его жизни еще не было традиции публиковать свои произведения. Поэтому многие его труды, написанные экспромтом, порой наспех, иногда просто на клочке бумаги, для нас навсегда утеряны. Дошли до нас те стихи, которые люди знали наизусть. Оставшиеся были включены в рукописи муллы Мурсеита.

Абай не исправлял, не обрабатывал однажды написанное. Сам он не раз признавался, что если бы обрабатывал свои творения, они, наверняка, стали бы более совершенными. Но и в том, первозданном виде творения Абая являются высшими образцами человеческого гения.

На формирование взглядов Абая Кунанбаева оказало огромное влияние:

  1. овладение арабским, персидским и другими восточными языками;
  2. знакомство с произведениями великих поэтов и ученых Востока - Фараби, Навои, Низами, Саади, Джами, Фирдоуси, Сайхами и др.;
  3. изучение русского языка и литературы;
  4. знакомство с русскими политическими ссыльными Б. П. Михаэлисом, Н. И. Долгополовым, С. С. Гроссом. А. А. Леонтьевым и др.;
  5. знакомство по русским переводам с произведениями Гете, Байрона и других западноевропейских классиков;
  6. изучение по русским переводам античной литературы, западной философии. Знакомство с произведениями Спинозы и Сансера, учением Дарвина.

В поэтических произведениях выдвинуты насущные проблемы казахского народа:
-    социальные;
-    общественные;
-    моральные.

Кем же был Абай? С вашей помощью мы узнаем о его главных качествах и достижениях. Для этого вам нужно разгадать ребус и назвать первое его качество.

Поэт-просветитель. Рассмотрим Абая, как просветителя. Тема просвещения народа в творчестве Абая Кунанбаева приобрела огромное социальное звучание. Он обращается к тем, кто «сердцем прозорлив и чуток».В стихотворениях-призывах он воспитывает у молодежи тягу к знаниям, упорство в достижении цели. Стихи Абаязвали к борьбе против гнета, невежества. В незаконченной поэме «Сказание об «Азиме» воспевается талантливый мастер, человек упорного труда, причем автор подчеркивает, что счастье и труд неразрывно связаны между собой. Счастье в труде – утверждал великий Абай.

Лирические стихи Абая с большим мастерством передают оттенки душевных переживаний, движение больших человеческих чувств. В стихотворениях «Шлю привет, тонкобровая...», «Ты - зрачок глаз моих». «И краснеешь, и бледнеешь...», «Язык любви - язык без слов...» воспеваются сила любви, красота женщины.

Стихи «Лето», «Осень», «Зима», «Весна» положили в казахской поэзии начало пейзажной лирики.

Неустанно и горячо он воспевает труд, поэтизирует его красоту. Тема разрабатывается им почти на протяжении всей творческой деятельности. Абая справедливо можно сопоставить с таким певцом народной жизни, как Некрасов.

Поэт-просветитель – это первое качество, которое мы раскрыли в великом Абае Кунанбаеве. Следующее качество вы разгадаете сами, решив небольшой кроссворд.

  1. Назовите валюту Республики Казахстан.(тенге)
  2. Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу? (овца)
  3. никого она не обижает, а все ее толкают? (дверь)
  4. Как называется глава посёлка, города, столицы в Казахстане? (Аким)
  5. Как называется богатырь в казахском эпосе? (Батыр)
  6. Какое имя носила наша столица до название Астана? (Акмола)
  7. Как называется верхняя часть юрты? (шанырак)

Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии: он ввел такие стихотворные формы как новые шестистишия и восьмистишия; новаторский характер носят стихи, посвященные временам года. Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» поэт противопоставляет разум в лице Аристотеля алчности завоевателя (Александра Македонского).Абай показал себя смелым новатором, отражающим в своем творчестве подлинно народные интересы. Его моральные кодексы опираются на русскую материалистическую науку, на учение русских просветителей и революционных демократов.Он способствовал утверждению в казахской литературе жанра поэмы.

Истинный мыслитель, художник слова, Абай Кунанбаев внес значительный вклад в развитие художественных проз.

Главное - научиться русской науке, неоднократно советовал Абай, - наука, знания, достаток, искусство – всё это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру…” Великий мыслитель оказался гениально прозорлив”.

Динмухамед Кунаев1973 г.

Ребята, как вы думаете, о каком качестве великого гения Абая я буду говорить? Догадались? Конечно же переводчик. А следующее качество мы отгадаем сразу и объединим их как одно целое. Что у нас получилось? Абай – реформатор-переводчик.

Абай переводчик. Для перевода Абай отбирал произведения, которые более всего отвечали духовным вопросам казахского народа. Создал около 56 переводов из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова. Пушкин и Лермонтов, пожалуй, были самыми любимыми поэтами Абая. Его волновали правдивость, высокое мастерство, жизнеутверждающая сила их произведений. Абай стремится познакомить с творчеством этих великих русских поэтов жителей казахских аулов и во второй половине 19 века начинает переводить отрывки из романа» Евгений Онегин и стихи Лермонтова. Таким образом, благодаря Абаю еще в 19 веке письмо пушкинской Татьяны и стихи Лермонтова стали известны в казахской степи. Казахский поэт глубоко понял значение творчества Пушкина и Лермонтова для развития культуры родного народа. Абай сочиняет музыку к некоторым из своих переводов, чтобы они быстрее распространялись в степи и были поняты и доступны для неграмотных скотоводов. И народ их принял, стихи Пушкина и Лермонтова стали самыми любимыми произведениями казахского народа, песни Абая, созданные на слова русских поэтов, полетели над широкими просторами казахской степи.Абай призывал свой народ к изучению русской литературы, к дружбе с русскими, к изучению русского языка. «Для того, чтобы избежать пороков судьбы и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать язык, то на мир откроются и твои глаза», - писал Абай в двадцать пятом слове своего философского тракта - «Гаклии»

Как же еще проявил себя Абай? Это вы узнаете, раскрыв очередное зашифрованное слово.Правильно,Философ:

Стал Абай плоды своих раздумий, разговоров наедине с самим собой, записывать в прозе – в “Словах”, каждое из которых посвящалось отдельной теме, важной по его глубокому убеждению, для казахов, для их просвещения, становления вровень с другими народами и процветания. Таких “Слов” с 1890 года по 1898-й набралось 45. Они содержат назидания соплеменникам, в них его концентрированная боль за свой народ. Их отличительной особенностью является  проникновенность, доверительность интонации, образность языка. Сокровенные думы поэта о гражданском долге человека, о смысле бытия адресованы молодому поколению.

Абай композитор. Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», перевод М. Петровых) стала народной. Поэт, осознавая способность песни через мелодию передать красоту мира, не терпел бесталанных произведений.

Абай сочинил много песен. Большинство из них не были записаны и потерялись навсегда. Некоторые песни Абая в наши дни воспринимаются как народные творения. Дети Абая также любили песни и стремились учиться игре на музыкальных инструментах.

Провокатор: В разоблачительных сатирах Абая Кунанбаева ясно различимы идеи революционных демократов, слышатся отзвуки социальной борьбы, гневные ноты протеста. Всё это вызывало открытое недовольство богатого байства и привело к тому, что поэт был отдан под надзор русской полиции как политически неблагонадёжный.Вслед за русскими поэтическими собратьями Абай учил молодёжь видеть в трагедии ограбленных бедняков, в притеснении слабого сильным и бедного богатым общую причину- несправедливость существовавшего тогда социального устройства – и вместе с народом искать дорогу к свободе.

Например, стихи «О, казахи, мой бедный народ», «Восьмистишия», «Звереет бай, скудеет край», «Стяжателю одно лишь тешит душу - скот» и др.

В мрачные годы господства царской реакции ясный ум Абая-гуманиста увидел для своего народа единственно верный выход из мрака своей эпохи в сближении с русским народом. Во имя этой цели Абай боролся за утверждение жизни, за человека, за торжество справедливости. Он вел непримиримую борьбу с темными силами, превращающими человека в бессловесного раба.

Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал против рабского положения женщины в долине. Выступал против социального зла и невежества. Сатирические стихи «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) наполнены критикой социального положения в казахских племенах.

Сегодня, ребята, мы узнали о многих достойных качествах Абая.

Имя гениального сына степи, Абая в наше время известно всему миру. Стихи и песни, философские воззрения, слова и мысли его находят отклик в сердцах людей своею человечностью, любовью, глубиной.

Вчитываясь в абаевские произведения, убеждаешься, что по силе и выразительности реалистичных образов, по многогранности и идейного содержания, по тематическому разнообразию, творчество Абая представляет настоящую энциклопедию жизни казахского народа.

Великий сын казахского народа Абай Кунанбаев оставил в наследие прекрасные творения. В них воплощена вся его жизнь, его мечты о светлом будущем. Его пламенные стихи никогда не утратят своей силы и свежести. Абай вечно с народом. Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

Акмолинская область

Жаркаинский район

Ростовская основная школа
 

 

                                                         

 

Классный час

Тема: «Многогранный, многоликий Абай!»

Посвящается 175-летию Абая Кунанбаева

 

 

 

 

 

Классный руководитель: Арипова Н.С.

 

 

 

Просмотров: 346


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст